От Урала – до Алтая

571
Тимур Аюпов и представительницы клуба «Уралым» в национальных костюмах

Наш регион также многонационален, как и вся наша большая страна. Живут здесь представители различных народностей, в том числе и потомки кочевников – башкиры, которые издревле славились свободолюбием и храбростью.

Потомки кочевников

Тимур Аюпов – один из немногих представителей этого народа, которые  проживают и в нашем городе. По его словам, по последней переписи башкир в Новоалтайске было 20 с небольшим человек, но пока ему удалось познакомиться только с несколькими. А вот в Барнауле проживает порядка тысячи представителей этой национальности. Общаться и поддерживать свои обычаи – одна из главных целей, которую поставил перед собой клуб башкирской культуры «Уралым» (его возглавляет Тимур Аюпов).

Место притяжения

Сам Тимур вырос в Киргизии, в интернациональной семье: мама была русской, папа – башкир, также в роду у него были узбеки, киргизы и даже китайцы. Но он считает себя башкиром, так как воспитывался в духе любви и уважения к обычаям и традициям этого народа. В национально-культурном движении он с 2004 года, и когда три года назад переехал в Новоалтайск – на родину мамы, – то продолжил поддерживать и развивать эти идеи.

 Помогает ему глубже окунуться в историю предков и выбранная специальность историка-этнографа. К примеру, он хорошо знал устный родной язык, но, когда готовился к защите кандидатской диссертации: «Киргизско-башкирские историко-культурные взаимосвязи», изучал много источников и овладел еще и письменным языком. Круг его научных интересов связан с историей взаимоотношений России с народами Средней Азии, культурой тюркских народов Урало-Поволжья и Сибири, диаспорами российских соотечественников в странах ближнего зарубежья. Тимур Маратович – кандидат исторических наук. Сегодня он является доцентом кафедры гуманитарных наук в Алтайском государственном медицинском университете и преподает культурологию и историю Отечества.

Неоднократно он бывал на своей исторической родине – в Башкирии. Последний раз – на четвертом всемирном курултае башкир, где представлял Алтайский край.

— Это мероприятие дало новый импульс для начала развития культуры в нашем регионе, и благодаря ему в декабре 2015 года был создан клуб башкирской культуры «Уралым», – рассказывает мужчина. – Раньше в  Барнауле работал почти восемь лет центр башкирской культуры «Курай», но потом он по объективным причинам закрылся, и сегодня вся работа возобновилась в рамках «Уралыма». Кстати, название клуба переводится, как мой Урал, потому что этот регион – родина башкирского народа. Даже есть такая национальная песня с одноименным названием, которая является неформальным гимном  народа.

Регулярно небольшая группа единомышленников встречается в клубе (по адресу: Профинтерна, 5), общается. Т. Аюпов отмечает, что очень приятно, что среди участников есть и представители других народов, которые тем или иным образом связаны с Башкирией. Кто-то родом оттуда, кто-то жил там, а у кого-то просто друзья были башкиры. И «Уралым» стал для них местом притяжения.

Танец, посвященный блюду

Т. Аюпов рассказывает, что определенные традиции в их семье поддерживались всегда, и в первую очередь это касается национальной кухни. Любимое праздничное блюдо – это, конечно, бишбармак (дословно – пять пальцев, пятерня). У него есть своя, башкирская, специфика: мясо отваривается на косточке и подается вместе с мясным ассорти – нарезкой вяленого гуся и конской колбасой, используется особая форма лапши и другие ингредиенты. Это блюдо настолько любимо башкирами, что даже есть танец, посвященный ему, который имитирует процесс приготовления. Также в семье Аюповых очень любят петь: и не только народные песни, но и современные, однако обязательно на башкирском языке. Тимур даже выступает на сцене с вокальными номерами. Так на прошедшем в Новоалтайске фестивале народного творчества он исполнил башкирскую песню «Етэгэн шишмэ».

У клуба собрано много интересных национальных экспонатов, большая часть из них подчинена кочевому образу жизни и основному занятию – скотоводству. Есть даже шкура медведя. Среди этих реликвий хранятся и личные вещи семьи Аюповых. Например, музыкальный инструмент курай, на котором когда-то играла бабушка, или ее же нагрудник, украшенный монетками. Кстати, это самый распространенный элемент башкирской национальной  женской одежды. Монетки, во-первых, являлись показателем социального статуса, во-вторых, некой денежной заначкой, которую можно было использовать при определенных обстоятельствах.

Поддерживать обычаи – долг каждого

Пока у Тимура Маратовича нет своей семьи, но уверен, что детей он обязательно будет воспитывать в духе национальных традиций.

— И если вдруг моя будущая супруга будет представительницей не башкирского народа, я надеюсь, что она станет с пониманием к этому относиться, – улыбается
Т. Аюпов. –  Я считаю, что поддерживать традиции – это долг представителя каждой национальности. В меньшей мере национализму – в хорошем понимании этого слова – подвержены большие народы, потому что им беспокоиться незачем – они великие, и ничто им не угрожает. А малые, которым грозят исчезновение, культурное вымирание, просто обязаны поддерживать свои традиции. Ведь если не они, то кто? Поэтому мы стараемся узнавать как можно больше не только для того, чтобы просветить себя, но и чтобы рассказать другим народам о нашей уникальной культуре.