«То у вас в церкви нельзя, и это нельзя. Что за жизнь вообще?» Нередко можно услышать такие обвинения в адрес церкви. Давайте разбираться.
Прежде всего обратим внимание на то, что наличие запретов в жизни необходимо. И они часто не столько мешают, сколько помогают жить. Примеров можно привести много. Возьмем хотя бы правила дорожного движения. Представим: вы подъехали к нерегулируемому перекрестку — и перед вами знак «Уступи дорогу». Что будете делать? Уступать. Даже если очень торопитесь. В противном случае это чревато аварией, которая может стоит вам и(или) вашим пассажирам, а может, и другому водителю и его пассажирам, здоровья и даже жизни. Тяготит ли вас запрет первым въехать на перекресток? Считаете ли вы его неразумным? В норме — нет. Потому что вы четко понимаете, зачем он нужен и какую пользу принесет вам его соблюдение.
Если обратиться к главным церковным запретам — десяти заповедям, — они работают похожим образом. Их нарушение также чревато вредом для человека: обязательно для его души, а часто — и для тела. От правил дорожного движения они отличаются тем, что это не человеческое изобретение, не некая договоренность между людьми для более удобного и безопасного взаимодействия, а согласно Библии — данные Богом законы, помогающие ему наилучшим способом достичь Царствия Небесного. Эти законы вытекают из сущности человека, какой ее задумал Бог.
Неприемлемость нарушения некоторых из них отчасти очевидна и без религиозной трактовки. Например, за нарушение заповедей «Не убивай» и «Не кради» есть соответствующие статьи в уголовном кодексе. Сложнее с заповедями «Не прелюбодействуй» или «Не желай… ничего, что у ближнего твоего». Их выполнение регулирует только закон совести, и человек склонен толковать такие ситуации в свою пользу. Но нравственные законы от этого не исчезают, и происходит духовное повреждение человека. Оно опасно тем, что, в отличие от последствий дорожной аварии, может быть вообще незаметным. Поэтому приходится верить на слово Священному писанию и батюшкам в церкви, которые могут много рассказать по этому поводу. Но не только. Мудрый народ и сам кое-что замечает. Недаром же рождаются пословицы вроде «На чужом горе счастья не построишь».
Это если говорить о заповедях. Все прочие запреты и предписания в церкви носят гибкий характер. И человек вполне может с ними разобраться и найти подходящий конкретно ему вариант. Если есть желание. Бог ждет.
Марина Боровикова,
редактор «Лампады».
Фото Сергея ШАБАНОВА.
Православные праздники в апреле
4 апреля — неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы.
В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил Ей, что Святой Дух сойдет на Нее и Она станет Матерью Спасителя. Мария согласилась.
На трапезе разрешается рыба.
11 апреля — неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника.
17 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы.
18 апреля — неделя 5-я Великого поста, прп. Марии Египетской.
24 апреля — Лазарева суббота.
Церковь вспоминает воскрешение Лазаря, который уже четыре дня провел во гробе. Христос воскресил Лазаря, и многие уверовали в Него.
Разрешается рыбная икра.
25 апреля — неделя 6-я Великого поста. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.
Христос входит в Иерусалим, подъезжая к нему на молодом осле. Его встречают с царскими почестями. Вербы символизируют пальмовые ветви, которые люди постилали Христу. Через несколько дней Он был предан, арестован, судим и распят.
На трапезе разрешается рыба.
26 апреля — 1 мая — Страстная седмица (неделя).
Слово «страсть» здесь означает страдание. На этой неделе церковь вспоминает последние дни жизни Христа: предательство Иуды, последнюю трапезу с учениками (Тайную вечерю), арест, суд, распятие, погребение.