В музее Новоалтайска открылась выставка картин «Страда»

68
Герои картин и члены их семей на открытии выставки

Человек труда ушел из поля зрения современного искусства. Чаще всего творцов сегодня интересуют ранее не приветствовавшиеся, а сейчас уже набившие изрядную оскомину темы — история церковного раскола, белого движения, трагедия царской семьи и дворянских родов. Но только не те, кто создает материальную основу общества. Тем интереснее выставка, открытая на днях в городском краеведческом музее.

Автор выставки с говорящим названием «Страда» — преподаватель Новоалтайского государственного художественного училища Иван Торопов. На его картинах изображены сцены труда и быта работников сельского хозяйства в моменты напряженных полевых кампаний. Все работы созданы в период с 2018 по 2021 год, отличаются большой достоверностью и поражают воображение доскональным знанием полевой обстановки и точностью изображенных деталей.

Как рассказал сам автор, сюжеты написаны с натуры, однако вовсе не являются простым копированием действительности. Не случайно полотно «Уборка гречки» дополнено натурной зарисовкой, которая показывает, что именно художник изменил в композиции и цветовой гамме картины. А фотоподборка, где Иван Васильевич запечатлен с кистью и мольбертом рядом с гусеничной техникой, в ремонтной мастерской, возле избушки на полевом стане, в лесозащитной полосе, по колено в снегу, дает представление о том, в каких условиях создавались полотна.

Макеты тракторов из коллекции амстера

— Я на самом деле проехал по всем этим полям, — рассказал автор на церемонии открытия выставки, — и скажу, что уговорить людей позировать было непросто, но это удавалось сделать после того, как они начинали видеть появление моих набросков. Очень приятно было осознавать, что равнодушных не оставалось и зрители нередко принимались обсуждать увиденное.

Посевная пора, картина 2021 года

Свидетелем такого обсуждения удалось стать на открытии выставки. Ее участники с юмором вспоминали различные забавные истории во время создания картин, в частности — о том, как благодаря натурной зарисовке Ивана Васильевича трактористы нашли ранее потерянный гаечный ключ. Да, первыми зрителями и критиками выставки стали герои полотен — труженики полей Первомайского района и члены их семей. Они отметили высокое мастерство автора, порадовавшего собравшихся до боли знакомыми эпизодами из жизни села, демонстрирующими приподнятое настроение механизаторов на пике рабочего подъема, романтику покорения сил природы, борьбы за урожай и хлеб насущный. Глубоко проникнуть в психологию сельчан художнику помогло и давнее увлечение тракторами. На выставку он принес часть своей коллекции моделей «стальных коней» и литературы о них.

Член Союза художников России Иван Торопов

Учитель Ивана Васильевича, пенсионерка Галина Веселова, отметила, что в свое время нисколько не сомневалась, что ее воспитанник не пойдет по проторенной дорожке, а найдет свой путь в искусстве, и посоветовала ученикам мастера, также приглашенным на открытие выставки, не забывать о том, кто нас кормит, поит и одевает. Со словами благодарности к автору обратились глава крестьянско-фермерского хозяйства Евгений Кремер, работники городской администрации и краеведческого музея. За вклад в развитие культуры Новоалтайска ему вручили благодарственное письмо властей, а научный сотрудник музея Ирина Путинцева сообщила, что Иван Васильевич уже более пяти лет сотрудничает с этим учреждением. Для музейной экспозиции, посвященной основанию Белоярской крепости, он подготовил целую серию графических работ и среди них — прекрасное центральное полотно «Сибирь».

Заявленная выставка художника будет работать в музее до конца месяца.

Сергей ШАБАНОВ.
Фото автора.

БЛИЦ

Специально для читателей газеты автор ответил на несколько вопросов.

— Иван Васильевич, и все же… Сюжеты ваших картин редки для нашего времени. Откуда такая тяга к теме труда?

— Она живет во мне, наверное, с детства. Я выходец из простой крестьянской семьи, все предки у меня — хлебопашцы и земледельцы. Видать, генетическая память срабатывает. Хочется к этой теме возвращаться вновь и вновь.

— Поэтому на вашей выставке и фигурируют изображения реальных людей?

— Да, я для них ее и делал. Мне была важна оценка настоящих крестьян. Кстати, во время поездок меня как раз и поправили: мол, фермеры — в Америке, а у нас — крестьяне… Так вот — все они местные, в основном из Зудилово, наблюдали мою работу воочию, а теперь могут высказать все, что о ней думают.

Будет продолжение?

— Обязательно. Из разных уголков Алтая у меня сейчас накопилось очень много работ, посвященных труду и быту современного крестьянства, некоторые картины еще не дописаны. Ищу место, где полотна можно будет выставить. По срокам пока ничего не скажу, так как сейчас не все наши площадки берутся за организацию таких выставок.

— Зато Барнаул демонстрирует «художницу», которая приготовила нам инсталляцию из нескольких разукрашенных бутылок водки: одна подписана «Мой отец», другая — «Сестра», третья — «Автопортрет»…

— Ну, это теперь даже не смешно. Таким давно пора переболеть. Реалистичное искусство живо и будет развиваться, как и наш понятный и красивый русский язык, а все «измы» так и останутся в лучшем случае удачными экспериментами.


СПРАВКА «НН»: Иван Торопов родился в 1984 году в алтайском поселке Гоньба. Окончил Новоалтайское государственное художественное училище и Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Преподаватель рисунка, живописи, композиции на отделении станковой живописи НГХУ, принимает участие в реставрации и росписях православных храмов. Член Союза художников России. В 2016 году стал обладателем именной стипендии губернатора как ведущий преподаватель в области искусства. Работает в жанре портрета и пейзажа.