В Новоалтайске встретились с известной писательницей

209

Традиционно центральная городская модельная библиотека является одной из площадок проведения фестиваля «Шукшинские дни на Алтае». В этот раз гостьей библиотеки стала писатель, журналист, редактор, автор более 20-ти книг Анна Матвеева.

На встрече с писательницей был полный аншлаг. Многие из ее участников уже хорошо были знакомы с творчеством Анны Матвеевой и с нетерпением хотели побольше узнать о ней самой. Горожане активно задавали вопросы, а автор самого интересного из них в конце мероприятия получил книгу с автографом знаменитой гостьи.

Родилась Анна Матвеева в Свердловске, ныне — Екатеринбург, в семье известных лингвистов, работавших в Уральском государственном университете. Анна Александровна рассказывала, что с детства думала о том, что ее работа должна быть связана с книгами.

— Я рассматривала профессию библиотекаря, редактора — мама поясняла мне, что это очень хорошая специальность, — продолжает Анна. — Хотела даже пойти на филологический факультет, но у нас дома считалось, что это неприлично, так как родители довольно известные в этой сфере люди. Думали, что все будут считать, будто я поступила в вуз по знакомству. И, слава Богу, что я туда не пошла. Это абсолютно не мое.

А поступила Анна Матвеева на факультет журналистики. Работала журналисткой в «Областной газете», журнале «Стольник», пресс-секретарём «Золото-Платина-Банка», никогда не бросала эту сферу и занималась литературным редактированием. Кроме этого, она является автором многочисленных прозаических произведений. Самый большой из них — роман «Каждые сто лет», вышедший в свет в конце 2021 года. Он попал в шорт-лист премии «Большая книга». О нем автор подробно рассказала участникам творческой встречи.

— Писала я этот роман десять лет, параллельно работая над другими вещами, — отметила Анна Матвеева. — У произведения — обширная география. Действия начинаются под Полтавой в конце 19 века. Есть в нем и Барнаул. Здесь, кстати, жила моя родная тетя. Но до сегодняшнего дня у меня не было возможности побывать в этом городе. Когда работа над романом подошла к концу, мы с моим редактором посчитали, что в нем получилось полторы тысячи страниц. Я сократила его ровно в два раза. Жаль то, что не вошло, но надо уметь жертвовать.

В творчестве Анна Матвеева большое внимание отводит Екатеринбургу. Упоминания о нем есть в каждой книге. Несмотря на то, что сейчас писательница живет в Москве, она не теряет связи с малой родиной, каждый месяц приезжая туда. Автор назвала Екатеринбург своим «местом силы».

Присутствующие с интересом слушали гостью, каждый хотел узнать больше о ее творчестве и жизни. Вот некоторые из тех вопросов, которые горожане задавали писательнице.

— Жалеете ли вы о каких-то своих вышедших книгах?

— Книга «Небеса» мне не кажется удачей. Я могла бы ее не писать. Не самое сильное произведение и «Перевал Дятлова». В нем для меня была важна сама тема, к тому же это первый опыт большого романа. Многому научилась на примере этих двух произведений, поэтому однозначно сожалеть о них не могу. Вообще, не нужно ни о чем жалеть, оно уже случилось.

— От чего вам пришлось отказаться, когда вы сокращали роман «Каждые сто лет»?

— Было несколько вариантов, как с ним работать. Первый — безжалостно выбросить какую-то линию. Но для меня важно, чтобы все связи и логика остались, все четко выстроилось. Поэтому я пошла по пути мелких сокращений. Много выбросила из дневников Ксении Михайловны, особенно части, посвященной болезни сына. Что-то пропало из детских дневников. Очень жаль один эпизод под названием «Орлиное гнездо». Там хорошо виден характер Ксенички, которая перед самым достижением поставленной цели сворачивает с пути, послушав других. Сокращать было трудно. Но у меня — хороший выпускающий редактор. Хотя она и очень юная, но профессионал своего дела.

— Какой жанр вы любите больше всего?

— Рассказы. Их мне легко писать. В них не нужно думать о каких-то технических вещах. Жаль, что сейчас к этому жанру относятся пренебрежительно. Рассказы хуже покупают, за них не дают премии.

— Есть ли у вас персонажи из книг, о которых вы хотели бы написать отдельную повесть?

— Да, периодически появляются. Но я не всегда себе такое позволяю. Идей очень много. Если на каждом зацикливаться, то не хватит времени и сил на все.

— Откуда берете вдохновение?

— Никакого вдохновения нет. Это чувство важно, когда человек только начинает входить в профессию. Писательство — творческое ремесло, но оно основано на определенных навыках. Со временем, когда ты начинаешь что-то делать, то все идет само собой. Если я буду ждать вдохновения, то никогда ничего не напишу. У меня всегда много работы, куча прочих дел, семья, трое сыновей. Все требует внимания. Поэтому подобные творческие поездки, как сегодня, я люблю. Ты отдыхаешь, тебя привезут и увезут, все покажут, покормят.

Подготовила Юлия ГЕРМАН.

Фото автора и из архива ЦГМБ.