История Новоалтайска

43
медпункт

После постройки Белоярской крепости в 1717 году и образования Белоярской слободы в 1724-м на окрестных территориях стали появляться новые населенные пункты. Это было обусловлено большим притоком населения (малоземельных крестьян, староверов и других), с одной стороны, и обилием плодородной земли, богатой природы — с другой. В середине 1720-х годов из Тамбовской губернии в Белоярскую слободу переселился со своей семьей крестьянин Бажов.

Они были первыми

Семья Бажовых принадлежала к так называемым старообрядцам: православным христианам, которые не разделяли и не поддерживали церковные реформы патриарха Никона. Несколько лет Бажовы прожили в Белоярской слободе, но из-за упадка урожайности решили построить заимку за старицей у речки Чесноковки. Получив разрешение приказчика, в 1737 году, в четырех верстах от заимки Вяткина (Чесноковка), появился новый населенный пункт, который впоследствии будет назван Бажово.

Место поселения было выбрано очень удачно: территория покрыта смешанным лесом, вокруг — много полян, удобных для пахоты, в реке водилась всякая рыба, зимой легкой добычей являлись зайцы и лисицы, в лесу в изобилии росли ягоды и грибы. Бажовы построили дом, обзавелись скотом и домашним хозяйством. Рядом с ними поселились и другие семьи, в основном старообрядцы.

Позже люди стали селиться не только у Бажовой заимки, но и ниже по течению реки. Старожилы называют такие фамилии первопоселенцев, как Бутаковы, Пепеляевы, Галкины. Люди занимались по преимуществу земледелием: распахивали землю, сеяли рожь, пшеницу, лен, овес. Также держали коров, коней, коз, овец, домашнюю птицу, устраивали пасеки. Земля в тех местах была плодородной и давала хорошие урожаи, новое село быстро разрасталось. К 1859 году в Бажово насчитывалось до 52 дворов, в которых проживали 335 человек.

Этапы роста: от Транссиба до дружины «Святого Креста»

Второе массовое переселение крестьян в Сибирь было связано со строительством Транссибирской магистрали в 1890-х годах XIX века. В это время Бажово, по данным 1893 года, разрослось до 94 дворов и 495 жителей. Поскольку большинство семей Бажово и близлежащей Чесноковки придерживались старых (дореформенных) религиозных традиций, здесь создали общину староверов и в 1913 году на деньги прихожан построили небольшую церковь. Кроме нее, в селе находились две торговые лавки и три мельницы.

К началу XX века потомки первых поселенцев в Бажово, занимаясь земледелием, разведением и продажей домашнего скота, а также ремесленным производством, смогли существенно поднять свое благосостояние. После событий Русской революции, в октябре 1917 года, власть в Бажово, как и во всей стране, перешла в руки большевиков и стала называться Советской. Большинство крестьян села не понимало сути происходящих в России и на Алтае событий и к перемене строя относилось недоверчиво. Зажиточные люди не приветствовали установление нового порядка: во время гражданской войны против Советов в Бажово, Чесноковке и Фирсово активно действовала дружина «Святого Креста».

фельдшер

При новой власти: ликбез, колхоз, медпункт

Советская власть в Сибири окончательно установилась только в 1920 году. Органом власти на местном уровне становится сельский Совет. Не имея отдельного здания, члены сельсовета устраивали совещания в частных домах. Поставив задачу ликвидировать кулачество как класс, власти зачастую изымали у зажиточных крестьян имущество и дома в пользу государства, а людей попросту выселяли за пределы региона. Так, раскулачив Василия Петухова, в его доме расположили сельский Совет, позже под него решено было отдать дом приходского священника. В Чесноковке из своего дома с конфискацией имущества выселили престарелого Ульяна Вяткина, потомка основателя деревни, главу общины старообрядцев Бажово и Чесноковки.

Проведение всех мероприятий по укреплению в селе советской власти обеспечивали коммунисты. У зажиточных крестьян хлеб и зерно изымались в принудительном порядке, был введен обязательный продналог, который взимался продуктами и денежными средствами. Затем Советское правительство претворило в жизнь несколько программ переустройства села: коллективизации (образования общих крестьянских хозяйств — колхозов), ликвидации неграмотности населения (создания школ и обязательное обучение для всех), развития здравоохранения.

В рамках коллективизации в 1930 году в Бажово был организован первый колхоз — «За коммунизм», а в 1931-м усилиями коммунаров создается еще один — «Великий перелом». В 1940 году оба колхоза объединили под общим названием «За коммунизм». Помимо зерновых, в колхозе выращивали овощи и картофель, оборудовали теплицу. Чтобы ликвидировать неграмотность на селе, в 1920 году из пустовавшего здания «Мангазеи» (склада продовольствия и зерна) сделали школу. В 1923-м открывается библиотека. В 1930 году на общем собрании сельчан решили разобрать церковь и из этого леса в колхозном саду построить избу- читальню.

Школа

Магазин потребкооперации в селе был построен в 1925-м. В том же году, в рамках программы ГОЭЛРО (электрификации страны), в дом мельника Степанова провели электрический свет. Однако полностью обеспечить поселок электроэнергией удалось лишь к 1955 году.

До 1930-го медпункта в Бажово не было. Жители ездили на лечение в Чесноковку или Белоярск. Затем в доме кулака Пепеляева открыли медицинский (фельдшерский) пункт, который действовал более 30 лет, лишь в 1964 году для него построили новое здание.

В 1942-м, когда соседнему селу Чесноковка в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был определен статус города, село Бажово включили в его состав. И сегодня Бажово является частью города, но называется он теперь не Чесноковка, а Новоалтайск.

Ирина ПУТИНЦЕВА,

научный сотрудник

Новоалтайского

краеведческого музея

имени В.Я. Марусина