Театр-студия «Фламинго» посетил Новоалтайский лицей профессионального образования

176

Количество зависимых человек в мире исчисляется миллионами, а от передозировки запрещенными веществами умерли десятки тысяч человек, среди них — многие знаменитости, кумиры молодежи. Какая она — жизнь без наркотиков и алкоголя, и как справиться с пагубным пристрастием? О своем пути преодоления зависимости рассказали участники театра-студии «Фламинго».

Научить молодежь ценить и беречь собственную жизнь и здоровье — одна из приоритетных задач старшего поколения. И здесь остро стоит вопрос профилактики употребления наркотиков, алкоголя, табачной продукции и вейпа среди подрастающего поколения. Важно сформировать у детей и подростков правильные установки и ориентиры, показать собственным примером, что жизнь наполнена яркими красками без пагубных зависимостей.

Инициаторами встречи реабилитантов Кузбасского клинического наркологического диспансера имени профессора Н.П. Кокориной с молодежью нашего города выступила общественная организация «Матери против наркотиков» совместно с антинаркотической комиссией Алтайского края. Гости из Кузбасса — участники театра-студии «Фламинго» под руководством педагога (режиссера) Ярослава Новоселова-Паршуковского — показали студентам и школьникам проект «Страницы». Он представляет собой отрывки дневниковых записей реабилитантов диспансера, где они рассказывают о своей жизни до, во время и после зависимости.

— Мы приехали к вам с проблемным материалом, — сообщил Ярослав Александрович. — Но, наверное, это нужно. Я уже 20 лет работаю в областном наркологическом диспансере в отделении медицинской реабилитации для лиц с наркологическими расстройствами. У нас проходят реабилитацию люди разных возрастов и слоев населения. Есть как 18-летние, так и 40-летние. Зависимость — это такая штука, которую иногда не считают болезнью, а думают, что это дефект характера. Но дело намного сложнее. За годы работы в диспансере мы начали заниматься арт-терапией: театром, музыкой, ритмикой. И два раза в год выпускаем творческие концертные программы. Иногда за основу мы берем какой-нибудь художественный текст. Это могут быть рассказы Чехова, Шукшина, Хемингуэя. Но часто мы используем материал, который нам близок — дневниковые записи или тексты, написанные самими ребятами. Мы хотим, чтобы наш сегодняшний спектакль послужил поводом для ваших размышлений. Возможно, для кого-то он станет толчком к откровенному разговору.

Ярослав Новоселов-Паршуковский отметил, что во время реабилитации подопечные каждый день пишут дневники, при этом отслеживают свое поведение, анализируют мысли, чувства, переживания. Чаще всего — это место их откровения. На основе дневниковых записей реабилитантов разных лет у «Фламинго» получилось сделать несколько спектаклей, а точнее — проект, который называется — «Страницы».

 

На сцене перед молодежью появились четверо мужчин и одна девушка — все реабилитанты. Они поделились реальными историями из своих жизней и жизней тех, кто, как и они, прошел тяжелый путь преодоления зависимости. Предлагаем и нашим читателям познакомиться со страницами памяти тех, кто справился со страшной болезнью, встав на светлую сторону, кто сказал пагубной страсти «нет». Имена героев проекта «Страницы» мы не будем указывать. Главное, что их слова звучат искренне, проникают в самую суть проблемы, отражают реальность и ужас того, что происходило с ними, и как они боролись с зависимостью, заточившей их в своей клетке.

«Ночь. Три часа 15 минут.
У меня на руках плачет двухмесячная дочь. Я забрал ее у жены и ушел в другую комнату. Мне страшно. А вдруг я не справлюсь. Мне хочется, чтобы она быстрее уснула, ведь мне с утра на работу. Раздражение, гнев, беспомощность и жалость к себе начинают накапливаться… Сознание начинает искать виноватых. Обида на жену: почему она не встает и не помогает мне, ведь она же все слышит? И уже желание все бросить, опустить руки и отнести дочь ей. Какой бред! Ведь это моя родная дочь. Я беру свою
Дарину поудобнее, включаю свет и начинаю разговаривать с ней. «Ну, ты чего? Давай посмотрим в окошко, там снег летит, машины». Я начинаю медленно покачивать и напевать песню, которую тут же сочинил. А она смотрит на меня большими голубыми глазами, точь-в-точь, как ее мама. А я пою про то, какая она у нас красивая и умная. Про то, как я люблю ее… Я пою все тише и тише, пока она окончательно не заснет. И счастье совсем не в том, что теперь я могу поспать. А в осознании, что у меня на руках маленький, мой самый дорогой человек, самый любимый. Мечта, о совершении которой мне было даже страшно подумать несколько лет назад…

А ведь всего этого могло не случиться… Алкоголь, сигареты, наркотики. Так я создавал свой мир, в котором я хороший, счастливый, успешный. Стал соответствовать чьим-то потребностям, а не своим собственным…»

«Темнота. Очнулся от боли, которая разламывала виски, разрывала мне горло. Я не мог понять, где нахожусь. Все тело болело. Когда осознал, что меня везут в машине, попытался спросить, но вместо слов услышал хрип и скрежет. Чувствовал дикую боль в горле. Как оказалось потом, у меня был ожог гортани, голосовых связок. Употребив наркотики, передозировался и потерял сознание. А на включенной плите осталась огромная сковорода. Мясо, которое скоро стало гореть и быстро заполнило густым едким дымом 12 квадратов общаги».

«Первое время я надеялась, что у меня не все так плохо. Что смогу остановиться в любой момент. Мне 17, ему — 36. Он — мой соупотребитель. Я с ним, не испытывая никаких чувств, кроме отвращения. Только ради наркоты. Понимаю, что когда употребляю, мне легче не становится. Я начала колоться… Чуть с ума не сошла. Галлюцинации, истерики. Хватаюсь за ножи, прячусь в кустах, закрываюсь в доме, в туалете, выпрыгиваю на ходу из машины. Пыталась повеситься — не хватило духу. Постоянные мысли о наркотиках, тяга безумная. Была готова врать, воровать у родителей ради того, чтобы употребить. Была готова засудить родного отца. Вину и отчаяние я пыталась не чувствовать. Не получалось».

«Два года пролетели быстро. Меня встретили близкие друзья. Но, к сожалению, не все. Стаи больше не было. Из 17 человек осталось всего четверо. Восемь умерли, потому что употребляли наркотики, пятеро попали в места лишения свободы за преступления, связанные с наркотиками… Первые полгода после армии жил на мамины деньги. Конечно, ее это не устраивало — содержать взрослого, отслужившего в армии сына… На моих глазах били толпой знакомого мне парня. Хотел заступиться, закричать. Не заступился и не закричал. Я не сделал так, как хотел… Наркотик заменил мне друзей, семью, работу, стал самым главным. Я потерял все и остался один, как волк-одиночка. И уже не как вожак стаи. Неужели я полностью потерял свободу? Да и что же тогда — свобода? Делать то, что я хочу? Я не хотел обманывать, но обманывал! Не хотел воровать, но продолжал! Я любил родных, но причинял им только боль. Хотел быть верным другом, но потерял всех друзей и остался один. Я не хотел жить, но я и не жил. Не видя выхода, я просто ждал, что после очередной передозировки меня просто не откачают».

 «Я всегда хотела быть лучше других. И со временем стала думать, что, употребляя алкоголь, становлюсь круче. Когда этого стало мало, я прибегла к наркотикам. Употребляя, почувствовала себя более высокомерной. Для меня уже было все равно, кто передо мной: мама, сестра, подруга или незнакомый человек. Под мое холодное и безразличное отношение попадали все. Я всех использовала. Но совершенно не заметила, как стала общаться с теми, кто начал пользоваться мной. Мне было невыгодно это замечать. Были моменты, когда я пыталась отказаться от этих отношений. Бросала людей в «черный список», избегала встреч. И снова — срыв, наркотики, мошенничество. И все было еще хуже, чем раньше. Шла и грабила родственников. Воровала у сестер серьги. Серьги — в ломбард, деньги — на наркотики».

«Хочется забыть и вычеркнуть из жизни, что я — зависимый. Но это невозможно — наркотик умеет ждать. Он всегда рядом».

Самое сложное для зависимого  — признаться себе, что он болен. Для тех, кто встал на путь реабилитации, началась новая жизнь, но каждый день им приходится бороться со своими внутренними демонами, чтобы вновь не стать заложниками пагубной страсти.

Юлия ГЕРМАН.

Фото автора.